СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В АСПЕКТЕ МУЗЫКАЛЬНО-СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

ББК 78.071.4(045)

УДК 78:37

 

ЧИНЯКОВА НАДЕЖДА ИВАНОВНА

 ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, chinyakova-n@yandex.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: музыкальное образование школьников, подростковый возраст, музыкальная среда общества, общение подростка с музыкой, музыкально-аналитическая учебная деятельность подростков.

АННОТАЦИЯ: В статье актуализируются вопросы совершенствования музыкального образования подростков, через использование потенциала музыкальной среды в их учебной аналитической деятельности.

 THE IMPROVEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF MODERN TEENAGERS IN THE ASPECT OF MUSICAL AND SOCIAL ENVIRONMENT

 CHINYAKOVA NADEZHDA IVANOVNA

 Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

 KEYWORDS: music education students, adolescence, music, the environment, society, communication of the teenager with music, musical-analytical educational activities for adolescents.

ABSTRACT: In the article the issues of improving the musical education of adolescents, through the use of the potential musical environment in their learning and analytical activities.

 

Характерным для культурной сферы современного общества является потеря нравственных ориентиров и кризис духовности граждан, чему причиной во многом служит прагматизм, доминанта личных или узко корпоративных экономических интересов, уводящих людей от постановки и достижения социально значимых целей. На преодоление сложившейся ситуации направлена деятельность образования, обращенная к развитию подрастающего поколения, формированию интеллектуального и личностного потенциала будущего нашей страны.

Сказанное обосновывает приоритетную направленность школьного образования на духовное развитие обучающихся. Однако на практике школа акцентирует свое внимание на формировании интеллектуальных способностей учащихся, что ограничивает усилия по их духовно-нравственному и художественно-эстетическому становлению. Еще больший крен в данном направлении спровоцировало введение выпускного единого государственного экзамена, который привел к «натаскиванию» учеников по вопросам, не выходящим за рамки его заданий, и минимизировал интерес детей к учебным дисциплинам, не попадающим в сложившийся перечень востребованных на ЕГЭ.

К сожалению, к таковым («второстепенным») учебным предметам относится и музыка, имеющая исторически доказанные большие педагогические потенции. Более того, музыкальное искусство в современных условиях получило широкое распространение в социальной среде, чему способствовал технический прогресс. Улучшилось качество социализации и воспроизведения музыки, появились возможности широчайшего доступа к нотам и выбора для прослушивания произведений различных жанров и стилей во многих исполнительских воплощениях. Музыка начала активно «сопровождать» по жизни людей и уже стало обыденным видеть их в наушниках, с аудиоплеерами, планшетами и т. п. Взаимообразно происходит проникновение музыки в различные социальные явления, в другие виды искусства и всевозможные виды деятельности человека; рождаются новые организационные формы общения с музыкой; ее исполнение стало более зрелищным и вместе с восприятием обогащающим традиционные правила реализации данной деятельности и т. д. Радио, телевидение, кинематограф, Интернет, звукозаписывающая индустрия не могут сегодня существовать без музыки, они пронизаны ею.

В таких условиях акцентируется проблема формирования способности взаимодействия школьников с музыкой не только в пределах учебно-воспитательного процесса, но и вне его, где данное общение, как правило, слабо контролируется и остается пущенным на самотек. К контексте сказанного становится очевидным, что повышенного внимания заслуживает вопрос формирования музыкальной культуры подростков, поскольку у них, с выходом на первый план собственного «Я», обостряются эмоциональные переживания, часто усложняются отношения со взрослыми, в том числе и с учителями, затрудняется процесс обучения и личностного становления. Это связано, по утверждению Л. С. Выготского, с возникновением самосознания, переосмыслением ценностей и усвоением социальных норм. Известный психолог К. Ц. Левин определяет подростка как человека, который вышел из мира детей, но еще не дошел до мира взрослых и поэтому он оказывается между социальными группами, «неприкаянным», что порождает особую подростковую субкультуру и особое поведение ее субъектов [2]. По утверждению автора культурно-исторической концепции подросткового возраста Э. Шпрангера, изложенной в работе «Психология юношеского возраста» (Spranger E. Psychologie des Jugendalters. Lpz., 1924), основу действий подростков составляет, характеристика этапа развития личности, который он обозначает как период врастания в культуру, а психическое развитие подростка трактует как врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух эпохи [3, с. 359-361]. Учитывая, что культура включает в себя и музыкальную культуру, искусство, то умение общаться с музыкой (при «врастании» в нее) имеет все предпосылки стать актуальным для освоения подростками. Более того, положение музыкального искусства в современном социуме позволяет данным предпосылкам получить статус уверенного утверждения.

На наш взгляд, важным является формирование у подростков умения осмысленно воспринимать и оценивать музыку, что поможет критически относиться к ней, вырабатывать личное мнение о произведениях и далее сознательно отбирать из них те, которые станут наполнением музыкальной среды молодых людей. Таким образом складывающаяся внутренняя позиция подростка, обуславливающая определенное его отношение к музыкальной действительности и ее субъектам, включая и самого себя. Актуальность формирования этой внутренней позиции заключается в том, что через нее, как отмечает Л. И. Божович, «преломляются в каждый данный момент воздействия, идущие от окружающей среды» [1, с. 263]. Если же в среде представлена музыка, то ее воздействие требует определенной сформированности внутренней позиции по отношению к музыкальному искусству, что позволит объективно оценивать и управлять такими воздействиями среды.

Из сказанного следует, образование должно, с одной стороны, научить школьников слышать музыку, осознавать ее смысл, а с другой, воспитать положительное отношение к культурным ценностям и в них отраженным явлениям, что будет влиять на музыкальное и личностное развитие обучающихся. При этом необходимо чтобы такой оценочный опыт приобретался в сравнении высокохудожественных образцов искусства с яркими примерами сочинений неотягощенных глубоким смыслом из числа повсеместно звучащих шлягеров, которые, как правило, чаще всего и слушают подростки вне уроков музыки. Данные сопоставления обычно заставляют школьников задуматься и самостоятельно прийти к выводам об отказе от восприятия произведений примитивных по музыкальному языку (неоправданное использование элементов музыкальной выразительности, несоответствие музыки литературному тексту, навязчивые повторы и т. д.), сомнительных по содержанию вербальных текстов (невнятный или несоответствующий возрасту смысл, надуманный, несвязанный или нелогичный сюжет, отсутствие рифм, языковые ошибки и т. д.), социализируемых при низком уровне исполнительского мастерства или с ошибочной трактовкой образной драматургии.

Для целенаправленной организации в музыкально-образовательном процессе представленных аналитико-сопоставительных действий необходимо использование в нем не только произведений, включенных в применяемую учебную программу по музыке, но и тех, которые подростки слушают и исполняют самостоятельно или которые «навязываются» им музыкально-социальной средой. Однако музыкально-образовательный процесс в силу своей ограниченности по времени не может количественно превысить масштабы музыкально-информационного пространства, окружающего сегодня подростка вне школы. Значит выходом должна стать ориентация обучения на повышение качества учебно-музыкальных коммуникаций, результаты которых смогут распространиться впоследствии и за пределы образовательного процесса. Для этого опыт подростков по общению с музыкой вне школьного обучения требуется использовать методически оптимально и учителю самому хорошо знать данную музыку. Описанные условия позволят ему уйти в преподавании от формализма и, при знакомстве подростков с высокохудожественным музыкальным материалом, умело приводить убедительные примеры «популярной» музыки, включать в урок красноречивые фрагменты музыкальных цитат и т. д. Более того, создаются благоприятные перспективы к тому, чтобы рассуждения о музыке стали предметными, перешли из плоскости разговоров «вообще» к размышлениям о конкретном. В связи с этим монологи обычно сменяются диалогами, которые перестают с первых слов вызывать резкое отрицание подростков, поскольку учитель показывает знание для них интересного, не огульно критикует всю популярную музыку, а анализирует ее и приводит в том числе и положительные примеры, что стимулирует аналитическую деятельность обучающихся. А такие примеры существуют, поскольку не может привлекать внимание и вызывать любовь большого количества людей исключительно полностью «плохая» музыка какого-либо направления, в любом жанре есть художественно ценные произведения и творческие «неудачи», сочинения создаваемые и исполняемые под «заказ» или для решения далеких от искусства проблем (политических, финансовых, социально-статусных и т. д.). Именно это и должен понять подросток и научиться давать обоснованную оценку музыкальным опусам.

Внедрение представленного обучения требует больших усилий и кропотливой работы учителя музыки, а также готовности и учащихся к выполнению соответствующих действий. Следовательно, планируя использование данной методики музыкального образования подростков, необходима актуализация имеющегося у них соответствующего опыта через выполнение школьниками целенаправленных заданий. Это поможет не только эффективно реализовать рассматриваемый аспект обучения, но и облегчит подростам применение его результатов в жизни, что раздвинет рамки музыкального образования.

 

Список использованных источников

 

  1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.
  2. Левин, К. Ц. Динамическая психология : избр. труды / К. Ц. Левин; пер. с англ. и нем. Е. Патяевой, Д. Леонтьева. – М. : Смысл, 2001. – 572 с.
  3. Обухова, Л. Ф. Подростковый возраст в свете разных концепций / Л. Ф. Обухова // Возрастная психология: учебник. – М. : Издательство Юрайт, 2013. – С. 359-391.

Добавить комментарий